Иностранных студентов привлекают высокое качество обучения, престиж диплома и хорошие отзывы

30.05.2019

Специалисты ФГАНУ «Социоцентр» оценили удовлетворенность иностранных студентов российским образованием. В исследовании приняли участие более 4800 иностранных обучающихся из стран СНГ, Балтии, Азии, Ближнего Востока, Африки, Западной и Северной Европы, Латинской Америки, Восточноевропейских и Балканских стран, стран Северной Америки и Океании.

ФГАНУ «Социоцентр» регулярно проводит исследования мнения иностранных студентов об обучении в российских вузах, начиная с 2015 года. В первом исследовании приняли участие более 3900 иностранных обучающихся, а также более 400 сотрудников, отвечающих за привлечение и обучение из 100 российских университетов. Исследование, проведенное в 2018 году, позволило проследить изменения, произошедшие с 2015 года. В нем приняли участие более 4800 иностранных обучающихся из 83 российских университетов с наибольшим числом иностранных обучающихся.

Исследование мнения иностранных студентов, проходящих обучение в России, призвано выявить основные причины выбора российских вузов, степень удовлетворенности обучением в них, а также получить оценки перспектив трудоустройства с дипломом российского вуза иностранными студентами. Значительное внимание в ходе исследования было также уделено проблемам, с которыми сталкиваются иностранцы, приезжающие получать высшее образование в Россию. Полученная по результатам исследования информация была передана в Минобрнауки России. Авторы надеются, что данное исследование в том числе будет способствовать повышению эффективности предпринимаемых Министерством и российскими вузами мер по увеличению количества иностранных студентов.

Иностранным гражданам, обучающимся по очной форме обучения в российских вузах, предложили ответить на вопросы, касающиеся их социально-демографических характеристик, мотивов, побудивших выбрать российский вуз, уровня подготовки по русскому языку до начала их обучения, адаптации к условиям обучения и проживания в российской среде, степени удовлетворенности условиями обучения, оценки перспектив дальнейшего обучения и трудоустройства в России и за ее пределами.

Иерархия основных причин выбора российских вузов за последние три года не изменилась. Главными факторами выбора по-прежнему остаются высокое качество обучения, престиж диплома и хорошие отзывы. При этом в 2018 году возросла доля иностранцев, выбирающих вуз, основываясь на его высоком международном рейтинге. Наибольшим спросом пользуются специальности, связанные с информатикой, естественными, социальными и гуманитарными науками, а также медициной и фармацией.

В основе выбора российского высшего образования лежит желание обучаться именно в России, более высокое качество российского образования по сравнению с национальным, желание учиться за границей и намерение в будущем переехать в Россию.

Среди обучающихся в российских вузах граждан дальнего зарубежья больше доля тех, кто отметил, что хотел просто обучаться за границей, что русский язык и литературу лучше изучать в России, а также тех, кто обучается в России по предложению национального министерства образования или по программам студенческого обмена. Студенты из ближнего зарубежья в большинстве случаев выбирают российский вуз, поскольку им удобнее учиться на русском языке. Кроме того, они чаще отмечают, что российские вузы дают более качественное образование, чем их национальные вузы, и намерены в будущем остаться жить и работать в России.

Основные причины выбора конкретных вузов ожидаемо перекликаются с причинами выбора образования в России. Это высокое качество обучения по выбранной специальности, хорошие отзывы о вузе тех, кто здесь учился, и высокий престиж диплома вуза. Вместе с тем есть определенные различия в причинах выбора вузов, входящих в проекты, предусматривающие активное привлечение иностранных студентов (Проект 5-100 и приоритетный проект «Экспорт образования»), и остальных вузов. Так, для вузов, входящих в указанные проекты, чаще назывались причины, связанные с высоким качеством образования и престижем диплома, а также участие этих вузов в программах студенческого обмена. Для остальных вузов чаще указывались рекомендации тех, кто в них учился ранее, родственников и невысокая стоимость обучения.

При выборе специальности иностранные обучающиеся в первую очередь обращали внимание на то, чтобы специальность была престижной, соответствовала их способностям, высоко оплачивалась и была востребована на рынке труда.

Основными источниками информации о российских вузах для иностранных обучающихся служат рекомендации выпускников этих учебных заведений и родителей, а также сайты непосредственно самих образовательных организаций. При этом иностранные обучающиеся вузов – участников Проекта 5-100 и приоритетного проекта «Экспорт образования» чаще, чем обучающиеся других вузов, ориентировались на различные интернет-ресурсы: сайты самих вузов, сайты о высшем образовании в России для иностранных абитуриентов studyinrussia.ru и Russia.study, различные тематические форумы и группы в соцсетях, а также на результаты мировых общеуниверситетских рейтингов.

Наиболее популярным источником получения информации о вузе на сегодняшний день остаются рекомендации бывших выпускников, однако по сравнению с 2015 годом наблюдается тенденция к некоторому снижению его популярности.

Подавляющее большинство иностранных обучающихся в той или иной степени удовлетворены учебным процессом, при этом более половины – в высокой степени; наиболее высоко иностранные обучающиеся оценили следующие параметры/элементы обучения: качество преподавания профильных дисциплин, взаимоотношения с деканом, с администрацией и преподавателями, взаимоотношения (психологический климат) в студенческой среде, работу вузовской библиотеки, деятельность вуза по обеспечению безопасности и прав студентов; Нарекания у иностранных обучающихся вызывают параметры, относящиеся к их жизнеобеспечению в целом: медицинское обслуживание, условия проживания в общежитии и работа блока питания в вузе.

Так, практически по всем параметрам, оказывающим наибольшее влияние на общую удовлетворенность учебным процессом, в той или иной степени (на 7-15%) сократились доли полностью довольных респондентов, за исключением такого параметра, как «участие студентов в научно-исследовательской работе, проводимой в вузе».

Иностранным обучающимся также предлагалось поделиться своими впечатлениями о том, что им больше всего нравится и соответственно – что не нравится в российских вузах. Большинство опрошенных в целом положительно отзывались о своем обучении в вузах. В наибольшей степени они довольны качеством преподавания, атмосферой в вузе, современными условиями обучения, а также тем, что обучаются в престижном учебном заведении с богатой историей. Какие-либо недостатки в свою очередь назывались редко и касались в основном организации быта иностранцев и лишь изредка учебного процесса.

К основным проблемам, с которыми сталкивались опрошенные иностранцы, прибывшие на учебу в Россию, относятся: удаленность от родины, непривычный климат, языковой барьер и бытовые сложности.

Вместе с тем с течением времени количество тех, кто говорит о возникающих проблемах, связанных с проживанием и учебой в России, снижается с 72% (испытывали сложности сразу после приезда) до 55% (испытывают сложности сейчас). Эта тенденция характерна для прибывших как из ближнего, так и из дальнего зарубежья: 43% сейчас vs 62% ранее и 67% сейчас vs 82% ранее соответственно.

Практически 3/4 иностранных обучающихся сталкивались с теми или иными сложностями и проблемами в первые дни/месяцы после приезда на учебу в Россию; основными такими проблемами являются удаленность от родины, непривычный климат, языковой барьер и бытовые сложности; с течением времени доля респондентов, сталкивающихся с теми или иными трудностями, сокращается (с 72% (испытывали сложности сразу после приезда) до 55% (испытывают сложности сейчас)), а также снижается уровень актуальности проблем, т.е. происходит постепенная адаптация иностранных обучающихся к жизни и обучению в России.

Иностранцы в целом положительно оценивали качество предоставляемой российскими вузами профессиональной подготовки. Доля оценок «качество подготовки в вузе не соответствует моим личным ожиданиям» ни для одной из групп опрошенных не превысила 5%. Вместе с тем около половины респондентов отмечали наличие тех или иных аспектов подготовки, которыми они не удовлетворены. Наибольшая доля тех, кто придерживается подобной точки зрения, наблюдается среди обучающихся вузов, которые не входят ни в один из проектов, направленных на увеличение числа иностранных граждан в вузе.

Большинство респондентов, собирающихся искать работу за пределами России, полагают, что с трудоустройством могут возникнуть те или иные трудности, основная из которых – необходимость подтверждения диплома, в том числе путем сдачи дополнительных экзаменов.

Оптимистично оценили перспективы трудоустройства в своей родной стране или других иностранных государствах 37% опрошенных. При этом среди студентов вузов приоритетного проекта «Экспорт образования» данный показатель достигает 42%.

 

Проект 5-100

Источник