В МИФИ обсудили вопросы интеграции школьного и вузовского образования

07.11.2016

27 октября Московской городской Думе города Москвы открылась конференция «Новые подходы к формированию компетенций управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования». На пленарном заседании конференции выступил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Николаевич Стриханов с докладом «Формирование инженерных и исследовательских компетенций в системе довузовской подготовки «школа-университет». Изложенные в докладе предложения по совершенствованию предпрофессиональной довузовской подготовки на основе опыта НИЯУ МИФИ вызвали большой интерес педагогической общественности.

28 октября конференция продолжила свою работу. В НИЯУ МИФИ состоялось заседание секции «Комплексное предпрофессиональное образование для подготовки школьников к учебе, жизни и труду» межрегиональной конференции «Новые подходы к формированию компетенций управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования». В работе секции приняли участие 72 человека из Москвы и регионов России – директора школ, руководители образовательных структур и управлений образования.

В начале заседания начальник отдела реализации государственной политики Департамента образования города Москвы (ДОгМ) Светлана Владимировна Сухова рассказала о новом проекте ДОгМ «Комплексная интеграция общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на основе межпредметности (конвергенции) для достижения учащимися новых результатов», который будет объединять 30 «Станций Юных Техников», 18 Центров технологической поддержки образования на базе вузов, инженерные классы в 148 школах города Москвы, которые курируют 16 технических вузов, медицинские классы в 81 школе, которые курируют 12 медицинских вузов. Предусмотрен и механизм учета внеучебных достижений учащегося при поступлении в вузы – это введение интегрированного предпрофессионального экзамена, который даст выпускнику в портфолио дополнительное количество баллов. Проект запускается в следующем году для тех школ, которые могут обеспечить базу для полноценной исследовательской работы школьников.

Проректор НИЯУ МИФИ Елена Борисовна Весна рассказала об опыте организации исследовательской и проектной работы школьников на базе лабораторий Предуниверситария и крупных научно-образовательных подразделений университета – институтов (САЕ), научных лабораторий и центров.

Проректор первого медицинского университета им. Сеченова Татьяна Михайловна Литвинова доложила о результатах реализации проекта «Медицинский класс в московской школе» и опыте создания системы «школа-вуз» по медицинскому профилю.

Директор МАОУ «Лицей города Троицка» предложил участникам секции поддержать инициативу по восстановлению утраченного опыта проведения совмещенных экзаменов - выпускных в лицее и вступительных в вуз.

Ведущий секции член комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Валерий Дмитриевич Лаптев выразил надежду, что Пилотный проект ДОгМ по введению интегрированного предпрофессионального экзамена может являться первым шагом к этому.

Об опыте работы школ по формированию эффективной системы довузовской подготовки доложили: Андрей Борисович Пастухов, руководитель Университетского лицея Предуниверситария НИЯУ МИФИ № 1523, Сергей Олегович Елютин, руководитель Университетского лицея Предуниверситария НИЯУ МИФИ № 1511, Ольга Александровна Фиофанова, директор ГБОУ г. Москвы «Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова», Алексей Игоревич Федосеев, директор Центра интерактивных образовательных технологий Московского политехнического университета, секретарь оргкомитета Олимпиады Национальной технологической олимпиады, Татьяна Васильевна Воробьева, директор ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1535», Николай Петрович Кучер, директор МАОУ «Лицей города Троицка», Дмитрий Сергеевич Ермаков, профессор кафедры обучения химии, экологии и естествознанию ГАОУ ВО МИОО.

Каждый из выступающих подчеркивал важность интеграции школьного и вузовского образования и предлагал свои способы, методы, новые подходы к решению проблемы. В заключении все участники выразили большую признательность организаторам, университету, тем более что НИЯУ МИФИ приготовил для них неожиданное продолжение – богатую экскурсионную программу по ведущим научным центрам университета.