Навигатор абитуриента – 2017: секреты приемной кампании

23.03.2017

Проект «Социальный навигатор» обновил ежегодный интерактивный «Навигатор абитуриента-2017», в котором собраны все данные для принятия решения о поступлении в вуз РФ. Его результаты были представлены 20 марта в ходе мультимедийной конференции в МИА «Россия сегодня».

Эксперты – региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева, руководитель проекта «Типичный абитуриент» Владислав Белый и проректора ведущих российских вузов различной направленности обсудили основные тенденции и тренды системы высшего образования в России весной этого года, изменения в правилах приема, а также то, что больше всего волнует современных абитуриентов.

Предваряя обсуждения, Зоя Зайцева представила основные тренды развития российских вузов в контексте мировой динамики на основании недавно вышедшего предметного рейтинга QS World University Rankings by Subject. Озвучив положительные результаты, которые демонстрируют российские вузы, региональный директор QS подчеркнула, что для молодежи всего мира перестает быть значимым бренд университета в целом, но становится все более важным узнаваемость, репутация вуза в той или иной специальности. При этом, по словам Зои Зайцевой, наибольший потенциал роста есть у инженерных, математических, естественно-научных специальностей: увеличение запроса абитуриентов на эти направления – и это еще один тренд мирового образования.

Третья тенденция – рост конкурентоспособности российских вузов, напрямую зависящий от успешности и востребованности выпускников. Сегодня молодых людей независимо от страны интересует репутация университета среди работодателей и тот потенциал, который они смогут реализовать после окончания вуза. Зоя Зайцева подчеркнула, что в настоящее время достаточно комфортно на международном рынке труда себя чувствуют выпускники российских технических вузов.

Представляя седьмой интерактивный ресурс «Вузы России: навигатор абитуриента – 2017», руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина отметила, что проект дает информацию будущим первокурсникам и их родителям о том, на каких условиях и с какими баллами поступали в различные вузы на те или иные специальности абитуриенты прошлого года. Согласно итогам приемной кампании 2016 года, среди технических вузов по качеству приема лидируют ИТМО, МИФИ, МФТИ, МИСиС, Санкт-Петербургский политех. Средний балл ЕГЭ в этих вузах больше 80 (в НИЯУ МИФИ – 89,1). При этом самая высокая стоимость обучения для платных студентов наблюдается в направлениях, связанных с ядерными технологиями.

Руководитель проекта «Типичный абитуриент» Владислав Белый считает, что последнее время выбор молодых людей стал более сознательным. Если всего несколько лет назад вуз выбирался по близости к дому или по предметам ЕГЭ, то сегодня старшеклассников стал интересовать, в числе прочего, учебный план – кто, чему и как именно их будет учить.

Развивая тему, проректора российских вузов рассказали о политике привлечения в вуз лучших абитуриентов, а также о том, какие инновации реализуются в университетах в ходе приемной кампании.

«Сегодня технические университеты стали получать сильных абитуриентов, а всего несколько лет назад они явно проигрывали гуманитарным вузам: высокобальники уходили в юриспруденцию и экономику, – отметила проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна. – Сейчас эта тенденция изменилась, и мы действительно принимаем талантливых, одаренных ребят. По итогам приемной кампании прошлого года 50% ребят имеют аттестат с отличием, 40% – победители и призеры Всероссийских олимпиад различного уровня». В результате МИФИ вошел в пятерку лучших вузов по качеству набора и на бюджет, и на платное обучение.

По словам проректора одного из ведущих инженерных вузов страны, технические университеты имеют ряд существенных преимуществ. Важным фактором роста их привлекательности для мотивированных абитуриентов является образование мирового уровня, признание дипломов ведущих российских технических университетов за рубежом. Благодаря развитым научным связям, участию университетов в международных научных коллаборациях активно развиваются совместные образовательные проекты и программы с крупными мировыми университетами и научными центрами. В результате сегодня студенты во время обучения в университете могут поехать за рубеж, пройти подготовку по отдельным модулям, стажировку и даже получить диплом вуза-партнера по программам двойного дипломирования. В этих условиях большое значение приобретает языковая подготовка: в МИФИ, например, лекции читаются как на русском, так и на английском языках. Драйвером для развития международной академической мобильности студентов и преподавателей стали программы поддержки развития ведущих университетов, в частности, Проект 5-100.

Существенной новацией в приемной кампании НИЯУ МИФИ текущего года Елена Весна считает учет предпрофессиональных навыков в рамках портфолио абитуриента. Результаты участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах оцениваются дополнительными баллами: «они показывают, что человек не просто владеет знаниями, а уже имеет достижения в области инженерии. Для нас это важно, поскольку мы можем позволить себе отбирать среди сильных тех, кто еще и увлечен инженерией».

Декан НИЯУ МИФИ, профессор Сергей Киреев, отметил большой спрос на выпускников университета со стороны работодателя. Он подчеркнул, что абитуриент, поступая в МИФИ, может быть уверен, что после окончания вуза он будет обеспечен работой на ведущих предприятиях Госкорпорации Росатом. Университет, который сегодня входит в топ-100 глобальных предметных рейтингов THE и QS, дает высокое качество образования, и это привлекает не только российских, но и иностранных студентов. В настоящее время в МИФИ обучается около 20% иностранцев, при этом среди преподавателей - 16% специалистов из других стран.

 

«Навигатор абитуриента» – ежегодный продукт проекта «Социальный навигатор», где собраны все данные для принятия решения о поступлении в тот или иной вуз. Проект позволяет школьникам и его родителям выбрать подходящий университет, ранжируя учебные заведения по направлениям, баллам ЕГЭ прошлого года, стоимости обучения и месту вуза в международном рейтинге.

В Навигатор вошло 425 государственных и 30 негосударственных вузов из 80 регионов РФ, которые опубликовали списки зачисленных студентов на своих сайтах.

Мероприятий нет.