О физике – с любовью: НИЯУ МИФИ провел стратсессию для преподавателей опорных вузов Росатома
В павильоне «Атом» на ВДНХ в последние дни зимы, 28-29 февраля, проходит стратегическая сессия, посвященная популяризации атомных технологий, инженерного образования и физики среди школьников. Инициаторами проведения мероприятия выступили НИЯУ МИФИ и Госкорпорация «Росатом». Участники – молодые преподаватели российских вузов – слушали доклады более опытных коллег, задавали вопросы, выступали с предложениями, знакомились с историей советского атомного проекта и даже писали сценарии к видеороликам. Но обо всем по порядку.
Об актуальности темы стратсессии говорят цифры. За последние 5 лет в России вдвое снизилось количество школьников, сдающих физику на ЕГЭ. А потребность в квалифицированных инженерах-физиках, по словам директора образовательных программ Департамента управления персоналом ГК «Росатом» Валерия Карезина, наоборот, драматически выросла. Как вернуть школьникам интерес к физике, повысить престижность инженерных специальностей, мотивировать студентов университетов продолжать обучение? Ответить на эти вопросы-вызовы можно только сообща, объединив усилия.
«Я много лет работала в научно-образовательном центре НЕВОД, лицеисты из старших классов делали там проектные работы. Но когда приходило время поступать в университет, все они спрашивали меня: «Скажите пожалуйста, где поменьше физики?» Я хваталась за голову!» – привела любопытный пример, открывая стратегическую сессию, проректор НИЯУ МИФИ, директор ИЯФиТ, доктор физико-математических наук Наталья Барбашина.
Современные школьники зачастую действительно не любят и не понимают физику. И этому есть объяснение! Хорошо сформулировал его английский астрофизик Стивен Хокинг: «Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром».
Как преодолеть ситуацию? Преподаватель лицея №1511 НИЯУ МИФИ Марина Нарушева считает, что начинать преподавать физику в школе надо не с 7 класса, а раньше. Например, в лицее уже два года существует Детская инженерная школа, где учатся дети из 5-6 классов. Еще одно необходимое условие – физика должна быть практикоориентированной, уроки наглядными, ведь детям важно понимать, для чего они изучают этот предмет. Стоит также обратить внимание на язык, которым написаны школьные учебники. По словам Марины Нарушевой, некоторые задания сформулированы так, что их с первого раза не поймет даже опытный преподаватель, что уж говорить о детях!
С Мариной Нарушевой согласился заместитель директора ИЯФиТ НИЯУ МИФИ, профессор Георгий Тихомиров, заметив, что, хотя физика проще математики, очень многие школьники не хотят учить этот предмет, он кажется слишком сложным и скучным.
«В МИФИ мы написали два прекрасных учебника по физике. Но сегодня нужно больше интересных развивающих книжек по физике для детей разных возрастов» – сказал Георгий Тихомиров.
Его поддержали и многие участники стратсессии, добавив, что в обычных среднеобразовательных школах всего два урока физики в неделю – этого крайне мало для того, чтобы заинтересовать детей и объяснить им сложные физические явления и законы.
Но даже если школьник заинтересовался физикой, успешно сдал ЕГЭ и поступил в вуз, через пару лет его мотивация к учебе может пойти на спад. На эту проблему обратил внимание Валерий Карезин. Он отметил, что очень многие студенты отчисляются, не окончив университетов, утратив интерес к той специальности, которую планировали получить в вузе. Как привлечь в технические университеты наиболее способных и целеустремленных абитуриентов? Как их мотивировать и удержать? По мнению Валерия Карезина, быстро найти ответы на эти вопросы крайне важно – Росатом постоянно открывает новые бизнесы, которые касаются не только ядерных технологий, но и экологии, переработки отходов, цифровизации. К 2030 году Госкорпорация планирует нанять на работу более 19 000 выпускников вузов.
Участники стратегической сессии обозначили ключевые проблемы и даже попытались найти верные решения, одним из которых может стать «Ядерный лекторий». Проект презентовала начальник управления внутренних коммуникаций НИЯУ МИФИ Светлана Ганат. Его идея заключается в создании единого портала, где будет собран интересный научно-популярный контент – короткие и яркие видеолекции.
«Давайте создадим общий ресурс – «Ядерный лекторий», который, несмотря на название, не будет ограничен ядерной тематикой. Пусть на нашем портале будут собраны яркие лекции на разные темы от преподавателей из разных вузов», – предложила Светлана Ганат.
Участники мероприятия идеей заинтересовались и, разделившись на команды, тут же попробовали набросать темы и сценарии научно-популярных видеолекций для школьников. Получилось весело и оригинально.
Сегодня, на второй день работы, у молодых преподавателей будет возможность встретиться со своей аудиторией и проверить, насколько интересны и понятны их объяснения различных физических явлений – участники стратсессии выступят перед школьниками с блиц-лекциями.
Стратегическую сессию посетило около 50 молодых преподавателей опорных вузов Росатома. Хочется верить, что эта встреча окажется полезной для всех участников и будет способствовать позитивным переменам – школьники перестанут бояться физики, абитуриенты вузов начнут чаще выбирать инженерные специальности, а студенты будут учиться увлеченно и с удовольствием. Потому что физика – наука понимать природу – это действительно страшно интересно!